ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, ОБСУЖДЕНИЯ


Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.


Вопрос: Что делать, если вас не устраивает решение медико-социальной экспертизы? 

 

Ответ:

Решение МСЭ можно обжаловать в Главном бюро МСЭ. Для этого необходимо в течение месяца со дня вынесения обжалуемого решения подать заявление в вынесшее его бюро МСЭ. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в трехдневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Главное бюро МСЭ. Вы можете подать заявление и сразу в Главное бюро МСЭ. 

 В любом случае Главное бюро МСЭ не позднее 1 месяца со дня поступления Вашего заявления проводит медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее (новое) решение. 

 Решение главного бюро МСЭ тоже может быть обжаловано на основании заявления, поданного в Главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро МСЭ. 

 Федеральное бюро МСЭ непозднее 1 месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит решение. 

 Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро МСЭ могут быть обжалованы в суде. Нужно заметить, что в суд Вы можете подать заявление на любом этапе опротестования, не принося жалобу в вышестоящее бюро.


Правовой ликбез: жилье вне очереди

В ней мы публикуем рекомендации и инструкции наших юристов по самым актуальным вопросам 

В наше время большинство людей с инвалидностью по-прежнему сталкиваются с проявлением дискриминации, при этом они не обладают достаточными знаниями о своих правах. Задача нашей рубрики — помочь людям с инвалидностью справиться с этими трудностями и рассказать им об их правах, чтобы в итоге они могли посещать школу, находить работу, иметь доступ к информации, пользоваться транспортом и всеми теми возможностями, которые по умолчанию получают люди без инвалидности.

Сегодня мы расскажем о том, как встать на жилищный учет и получить жильё вне очереди при наличии хронического заболевания.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются:

· малоимущие граждане, признанные органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта и имеющие жильё по площади менее учётной нормы;

· граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, то есть — не имеющие никакого жилья;

· члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

· проживающие в помещении, не отвечающем установленным требованиям для жилых помещений;

· проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, один из членов которой имеет тяжелую форму хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Остальные члены семьи при этом не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего им на праве собственности.

Согласно ст. 52 ЖК РФ учетной нормой является максимальный размер площади жилого помещения, занимаемой каждым членом семьи, при котором семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Как определить учётную норму? Общую площадь квартиры поделить на количество людей, постоянно проживающих в ней. В Москве учетная норма составляет 10 кв. м.

Если же в семье есть человек с тяжелой формой хронического заболевания и совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, Жилищным кодексом установлено право на получение жилья во внеочередном порядке. В этом случае учётная норма не учитывается. Это значит, что фактическая учёная норма площади на каждого члена семьи может превышать установленную.

Чтобы реализовать свое право на внеочередное получение жилья, важно соблюдение двух ключевых условий:

· предоставить соответствующую справку о наличии заболевания из перечня (помимо стандартного пакета документов).

· в квартире должны проживать две или более семьей.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. С 1 января 2018 года действует новый перечень, утверждённый приказом Минтруда от 29 ноября 2012 г. N 987н.

Особый порядок предусмотрен в Москве, где справка о наличии заболевания из перечня не выдаётся на руки, а запрашивается органом, осуществляющим постановку на жилищный учёт. От гражданина требуется только заявление о том, что у него имеется заболевание.

Важно! На практике органы власти часто отказывают в праве на внеочередное получение жилья. Причина — все проживающие в квартире являются родственниками или вселены как члены семьи. В большинстве случаев это действительно так. Но бывают и исключения.

Например:

— дети выросли и создали свою семью, но продолжают жить вместе с родителями в одной квартире;

— люди развелись, один из бывших супругов повторно женились/вышли замуж.

Между тем, органы власти не хотят признавать такие факты и тогда единственный путь решения – обращение в суд. Такие дела рассматриваются в особом порядке в соответствии с Главой 28. ГПК РФ — установление фактов, имеющих юридическое значение.

По всем возникающим у вас вопросам вы можете обратиться к юристам РООИ "Перспектива" — lawyer@perspektiva-inva.ru. 


Одним из часто задаваемых на консультациях вопросов является вопрос взаимодействия работника, которому установлена инвалидность, со своим работодателем. Часто работодатель требует от работника – инвалида предоставления ИПРА. Что делать в случае, если работник по каким-либо причинам не хочет предоставлять работодателю составленную для него ИПРА?

 

Ответ:

Статья 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ) предусматривает, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. При этом ИПРА инвалида является обязательной для всех остальных государственных и муниципальных органов и организаций.

Действующее законодательство не содержит указаний на право или обязанность работодателя требовать от работника-инвалида предоставления документов, определяющих медицинские показания для его трудовой деятельности. Также законодательство не содержит требования об обязательном предоставлении и сроках предоставления ИПРА самим работником-инвалидом. Поэтому, если работник не предоставляет работодателю ИПРА, работодатель обязан выполнять лишь общие требования законодательства, касающиеся условий

труда всех инвалидов:

- устанавливать для работников, являющихся инвалидами I или II группы, сокращенную продолжительность рабочего времени, не превышающую 35 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ, часть третья ст. 23 Закона № 181 - ФЗ);

- предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (часть вторая ст. 115 ТК РФ, часть пятая ст. 23 Закона № 181-ФЗ);

- предоставлять по заявлению работника отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (часть вторая ст. 128 ТК РФ);

- привлекать к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время только с согласия инвалида и при условии, что такие работы не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (часть пятая ст. 96, часть пятая ст. 99, часть седьмая ст. 113 ТК РФ, часть четвертая ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Поскольку эти требования определены законом, работодатель обязан обеспечить их соблюдение. Если на основе ИПРА работник может с учетом состояния здоровья продолжать работу, работодатель обязан обеспечить ему необходимые условия труда (ст. 23 Закона № 181-ФЗ, ст. 224 ТК РФ). Кроме того, работодатель, в соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ, обязан соблюдать требования трудового законодательства о запрете поручения сотруднику работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.


Уволенный работник обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении его на работе. При этом работник пропустил срок обращения в суд, установленный ст. 392 ТК РФ, в связи с чем представил в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указав в качестве уважительной причины его инвалидность. Может ли сам по себе факт наличия у работника инвалидности быть признан уважительной причиной для восстановления срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ?

 

Ответ:

Сама по себе инвалидность работника может быть не признана судом уважительной причиной для восстановления срока, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса РФ.

Частью 1 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. 1 и 2 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 63 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации») называет в качестве таких уважительных причин обстоятельства, которые могут расцениваться как препятствующие работнику свое­временно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора: болезнь истца, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжелобольным членом семьи (п. 5).

Таким образом, общим признаком причин, являющихся уважительными в случае пропуска срока обращения в суд, является отсутствие возможности в рамках установленного срока обратиться с заявлением в суд.

Частями 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Работница организации, работающая по основному месту работы и по внутреннему совместительству на 0,5 ставки, получила инвалидность. Может ли она работать по внутреннему совместительству и какой должна быть продолжительность рабочего времени?

 

Ответ:

Работнику, являющемуся инвалидом I, II групп, устанавливается сокращенная рабочая неделя продолжительностью не более 35 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ). Если в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР) установлена сокращенная продолжительность рабочей недели, то такому работнику нельзя работать одновременно по основному месту работы (40 часов в неделю) и по внутреннему совместительству на 0,5 ставки, в связи с тем, что рабочая неделя инвалида будет составлять более 35 часов в неделю. Если инвалиду III группы в ИПР не установлены ограничения по продолжительности рабочего времени, то в таком случае инвалиду разрешается работать по основному месту работы и по внутреннему совместительству.

Трудовой кодекс РФ предусматривает ограничение при работе инвалидов. Согласно ст. 92 ТК РФ для работников, являющихся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю. В ИПР могут устанавливаться конкретная продолжительность рабочей недели и продолжительность рабочего дня. Если работнику установили в ИПР сокращенную продолжительность рабочего времени, то работодатель не должен привлекать такого работника к работе по внутреннему совместительству. В ст. 282 ТК РФ устанавливается запрет на привлечение к работе по совместительству отдельных категорий работника, и инвалиды в этом списке не указаны. Фактически работник-инвалид I и II групп будет работать более 35 часов в неделю, что запрещается ТК РФ. В этом случае работодателю придется расторгнуть трудовой договор по внутреннему совместительству. В связи с установлением работнику инвалидности необходимо установить сокращенную рабочую неделю по основному месту работы.

Таким образом, рекомендуем установить продолжительность рабочей недели, которая предусмотрена в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Работодателю необходимо учитывать требования ст. 92 ТК РФ, в которых указана сокращенная рабочая неделя для инвалидов I и II групп. Если в ИПР установлена сокращенная продолжительность работы, то такому работнику-инвалиду нельзя работать по внутреннему совместительству. Если в индивидуальной программе реабилитации инвалида не установлены ограничения по продолжительности рабочего времени, то в таком случае инвалиду разрешается работать по основному месту работы и по внутреннему совместительству.


Как получить сертификат на реабилитацию.

Приказом Министерства социального развития Пермского края от 03.12.2013 № СЭД-33-01-03-590 утвержден Порядок предоставления сертификата на реабилитацию на 2014 год.

 

Для получения сертификата инвалиду (его законному представителю) необходимо обратиться в территориальное управление по месту жительства (регистрации по месту жительства или пребывания) и представить следующие документы:

1. письменное заявление или заявление законного представителя инвалида (форма заявления, DOC);

2. документ, удостоверяющий личность (в случае написания заявления законным представителем инвалида дополнительно представляется документ, удостоверяющий личность законного представителя инвалида);

3. справку, подтверждающую факт установления инвалидности (справка МСЭ);

4. ИПР.


Здравствуйте! скажите куда нужно обращаться инвалидам по поводу постановки в очередь на социальное жильё. (06.11.2013)

 

В ответ на Ваш вопрос о постановке на учет для предоставления жилой площади сообщаем следующее.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставление жилья инвалидам и семьям с детьми-инвалидами с 1 января 2005 года регулируется положениями Жилищного кодекса РФ (далее ЖК), которым не предусмотрено первоочередное предоставление жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов. Исключение: в соответствии ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (туберкулез с бактериовыделением, гангрена и некроз легкого, хронические и затяжные психические расстройства, свищи разной этиологии, поражения кожи и злокачественные новообразования с выделениями, гангрена конечностей, эпилепсия с частыми припадками).

В соответствие со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Статья 51 ЖК РФ приводит перечень оснований, согласно которым граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Для постановки на учет для предоставления жилого помещения, граждане обращаются в администрацию по месту жительства. Как следует из выше сказанного, условием предоставления жилого помещения на условиях социального найма, является наличие оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Как следует из выше сказанного, условием предоставления жилого помещения на условиях социального найма, является наличие оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.


Какие льготы предоставляются инвалидам при обращении к нотариусу, обращении в суд?

 

В соответствие ст. 333.38. Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются инвалиды I и II группы - на 50 процентов по всем видам нотариальных действий.

Статья 333.36. Налогового кодекса РФ предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, истцам – инвалидам I и II группы. Однако, если исковое заявление имущественного характера и (или) исковое заявление содержит одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то инвалиды I и II группы освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Льготы при обращении в арбитражные суды регламентирует статья 333.37. Налогового кодекса РФ. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются истцы - инвалиды I и II группы. В данном случае также имеет значение содержит ли исковое заявление имущественный характер. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, инвалиды I и II группы освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

 

Имеются ли у детей-инвалидов преимущественные права при поступлении в образовательные учреждения?

 

Согласно п.3 ст.16 Закона РФ «Об образовании» вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:

- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

- граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При поступлении в образовательные учреждения инвалиду необходимо предоставить индивидуальную программу реабилитации, разработанную специалистами медико-социальной экспертизы.

 

У меня ребенок-инвалид. Ему дали санаторно-курортную путевку (мать и дитя). Продолжительность моего отпуска меньше срока пребывания в санатории. Обязан ли работодатель предоставить мне дополнительный отпуск?

 

Трудовым кодексом РФ не предусмотрена обязанность работодателя предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, имеющим детей-инвалидов. Вместе с тем такая обязанность работодателя может быть предусмотрена коллективным договором либо локальными нормативными актами.

Что касается дополнительного отпуска без сохранения заработной платы работникам, имеющим детей-инвалидов, то возможность его установления в коллективном договоре продолжительностью до 14 календарных дней предусмотрена в ст. 263 Трудового кодекса РФ. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.


Я являюсь инвалидом второй группы, но работаю. Положен ли мне сокращенный рабочий день?

 

Согласно ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.


Имеют ли работники-инвалиды преимущественное право на оставление на работе при проведении мероприятий по сокращению штата работников организации?

 

Согласно ст. 179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» не установлено нормы, предусматривающей преимущественное право работающих инвалидов на оставление на работе при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации.

В то же время коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников (в том числе инвалиды), пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.